https://doramaru.info/

Новые знаки - Фирма «Орел и Ко»

Изготовление знаков

Традиции изготовление знаков, медалей, орденов

Монетные дворы

Монетный двор – государственное предприятие, занимающееся чеканкой монет, изготовлением орденов, медалей и других металлических знаков отличия.

Первые российские «денежные» дворы появились в XIV веке в Новгороде, Пскове, Рязани, Твери и других княжеских городах. При Иоанне III монеты начали чеканить и в Москве. В прошлые века денежные дворы не были постоянно действующими предприятиями, как современные. Периоды чеканки монет - денежные переделы - длились обычно от шести до девяти дней. Количество переделов и общий объем работы на Московском монетном дворе уже в XVI веке были значительнее, чем в Новгороде и Пскове. Доставка серебра для изготовления денег была теснейшим образом связана с внешней торговлей, так как основным сырьем для чеканки монет в то время были ефимки - европейские талеры, в огромных количествах поставлявшиеся иноземцами в обмен на русские товары.

В начале XVII века, во время царствования Бориса Годунова, Московский денежный двор помимо традиционного выпуска денежных средств, в огромном количестве чеканит монетовидные золотые знаки, служившие для награждения за ратные подвиги. Чеканка таких своеобразных наград не требовала особого оборудования, даже штемпели использовались те же, что и для серебра.

Некачественная чеканка способствовала распространению поддельных денег, сразу уронивших ценность медных монет. К моменту воцарения Петра необходимость введения новой монетной системы и непрерывный выпуск денег (для покрытия военных расходов) была очевидна, но также был очевиден и явный дефицит металла. Петр I снаряжает многочисленные экспедиции для поисков залежей металла, и, несмотря на то, что богатых рудников не было найдено, благодаря усилиям царя в России стали добывать до 9000 пудов меди. Но все-таки металла, получаемого с новых заводов (Нерчинский, Лялинской, Ягошихинской, Полевский), не хватало на чеканку монеты. Поэтому пришлось предпринять целый ряд мер для привлечения металла в казну, например, сбор пошлин производился исключительно золотом и ефимками, вывоз металлов за границу был запрещен. Для покупки металлов на выделку монеты в 1711 году была учреждена Купецкая палата. И всякая продажа золота, серебра и меди кому-либо кроме палаты влекла за собой штраф и лишение имений. Только благодаря таким мерам удавалось получать достаточное количество металла. До 1711 года все монетные дворы и чеканка монеты находились с ведения Приказа Большой казны. С утверждением Купецкой палаты ей подчинены были и оба монетные двора (Денежный и Монетный), но в 1711 году они были отделены от нее, вместе с этим приказано было золотые и серебряные монеты чеканить на Денежном дворе, а медные – на Монетном. Основав новую столицу, Петр задумал перенести в нее и чеканку монеты, и именным указом 28 февраля учрежден был Монетный двор в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, «для чеканки золотой монеты и для модели в управлении». Но с 1724 года там стали чеканить не только золотые, но и серебряные рубли и полтины.

В 1718 году была окончательно введена новая монетная система, согласно которой за монетную единицу принимался серебряный рубль 70-й пробы = 100 коп. Кроме серебряного рубля чеканились золотые и медные монеты. И, несмотря на такие недостатки, как несовершенство чеканки, низкопробность монеты и злоупотребления медными монетами, реформа Петра имела огромное значение в развитии монетного дела. Ведь до XVIII века монетное дело в России находились практически в первобытном состоянии: чеканка производилась грубым ручным путем, единственной монетой были серебряные копейки, которые по своей малой величине и номинальной цене представляли собой значительные затруднения в торговле. Во время правления Петра произошло еще одно значимое событие в денежном мире – 1700 год считается годом начала выделки монет правильной, круглой формы.

История монетного дела в России сохранила немало интересных фактов, например, передел медных пушек в монеты в 1756-1766 годы. В 1710 году выяснилось, что расходы государства значительно превышают его доходы. Пришлось прибегнуть к различным временным мерам и дополнительным налогам, но шла подготовка к войне, и армия нуждалась в больших затратах. И графу Петру Шувалову пришла мысль покрыть государственные долги, сделав из имеющейся в артиллерии меди (в старых орудиях и вещах) медные монеты. Ходатайство Шувалова императрице было подписано, и 28 сентября 1756 года последовал высочайший указ об изготовлении копеечной монеты, на сумму 1912328 рублей, из негодных и нештатных орудий, кроме «достопамятных». Всего за десять лет было переделано в монету до 1000 орудий, чистая прибыль в пользу артиллерии получилась в 530 030 рублей.

1770-1778 годы остались в истории русского монетного дела как время чеканки медных рублей. В 1768 году в России были учреждены «банковые государственные ассигнации». Платежи за них принимались исключительно медной монетой, в результате чего произошел огромный прилив медных денег в банки и недостаток их в губерниях. Чтобы восстановить правильное обращение медной монеты, пришлось принимать меры к прекращению скопления медной монеты в Москве и Санкт-Петербурге, выпуская ее снова в обращение. Для этого президент Монетного департамента граф Мусин-Пушкин предложил выбивать на изобретенной им машине рублевую медную монету весом по 2,5 фунта. Эту монету можно было бы сдать в банки в обеспечение за ассигнации, а всю имеющуюся там мелкую монету пусть в обращение. На аверсе новой монеты помещалось изображение двуглавого орла, на груди которого находился щит с годовыми литерами: на реверсе надпись: «МОНЕТА РУБЛЬ». Но изобретенная графом машина практически была не пригодна для производства. Опыты по изготовлению другой машины для чеканки медных рублей заняли несколько лет, но результата не принесли. В результате выделка рублевой медной монеты ограничилась только пятью пробными экземплярами.

Затем в России чеканились так называемые «таврические» монеты, с портретом Григория Потемкина. Монетный двор в Феодосии был учрежден во многом специально для чеканки новых денег, хотя основной задачей была необходимость увеличения выпуска медных монет. Просуществовал Феодосийский монетный двор всего чуть больше года, и поспешно закрылся из-за начавшихся военных действий.

Кроме центральных монетных дворов, располагающихся в Москве и Санкт-Петербурге успешно функционировали Барнаульский, Аннинский, Архангельский, Херсонский, Нижегородский, Полоцкий и другие монетные дворы. Новгородский денежный двор специализировался на чеканке копеек, поэтому на большинстве копеечных монет XVI века можно встретить лицевой штемпель НЕ или в/НО.

Продолжительное время работал основанный в 1725 году монетный двор в Екатеринбурге, где чеканились монеты из добываемой на Урале меди. Этот монетный двор функционировал с 1725 по 1727 год и с 1762 по 1878 годы.

Производственные технологии на российских Монетных дворах до сороковых годов XVIII века были весьма примитивны, вся работа производилась вручную. Но в производство постоянно вносились технические усовершенствования, модернизировалось оборудование, совершенствовалась технология изготовления инструмента. И на сегодняшний день российские монетные дворы накопили уникальный опыт, позволяющий выпускать изделия высочайшего качества, что подтверждается многочисленными призами на международных конкурсах.

Каждый день в своих карманах мы носим монеты самого разного номинала, но деньги – это далеко не единственная продукция монетных дворов. Знаки, медали, ордена – традиционно все эти награды изготавливаются на монетных дворах. Более того, с 1942 года (даты официального образования) основной продукции Московского монетного двора были не монеты, а награды. Первоначальной задачей, поставленной перед этим предприятием, являлось освоение и выпуск медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги», а в конце 1942 года к этим медалям прибавилось изготовление орденов «Красная Звезда» и «Отечественная война» II степени. В том же 1942 году на заводе стали изготавливать орден «Знак Почета» и медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Помимо орденов и медалей, ведущие монетные дворы – Московский и Санкт-Петербургский производят различные знаки, значки, сувенирную продукцию, выпуск которых увеличивается с каждым годом.

Изготовление наград – это очень важная и почетная работа. По внешнему виду наград можно составить мнение о самом государстве, ведомстве, организации. Именно поэтому изготовление государственных и ведомственных наград всегда доверялось только самым опытным, надежным, проверенным предприятиям – монетным дворам.

Современные технологии и накопленный опыт делают награды, изготовленные на монетных дворах произведениями искусства, в которых гармонично сочетаются металлы и эмали.

Монетные дворы выпускаю множество видов медалей, которые классифицируются по различным параметрам: по качеству исполнения, по материалу, по виду крепления.

Медали могут быть выполнены из золота, серебра, мельхиора, томпака и медно-никелевых сплавов. Современные технологии позволяют выпускать медали сложных конструкции с использованием нескольких металлов или сплавов.

Традиционно наградные медали крепятся на колодке, что невозможно без использования специальных муаровых лент. Основным поставщиком лент на монетные дворы уже долгие годы является Клинская лентоткацкая фабрика. Это уникальное российское предприятие – единственное на территории России производит орденские ленты на протяжении уже 300 лет. В каталогах Клинской фабрики более чем 1,5 тысячи образцов лент. Внешнему виду и качеству муаровой ленты придается не меньшее значение, чем самой медали. Ведь орденская лента должна быть и нарядной, и торжественной, и отвечающей историческим традициям наградного дела. Каждый цвет, входящий в ленты, имеет свое символическое значение, ведь в ленте отображается доблесть, память поколений и слава.

Практически на каждом современном монетном дворе существует свое ювелирное производство, что позволяет изготавливать знаки из драгоценные металлов, разрабатывать и выпускать ювелирно-сувенирную продукцию.

Немного о медалях

Типы традиционных медалей.

По тематическим особенностям медали можно подразделить на следующие типы:

  • медали – персоналии с портретным изображением. Это наиболее часто встречающийся тип медалей, они посвящены определенным лицам в связи с их общественной, государственной или научной деятельностью. Выпуск медалей – персоналий обычно приурочивается к юбилейным датам или важным событиям в деятельности этих людей;
  • исторические медали увековечивают исторические события. Главная тема медалей – отображение этапных и эпохальных событий политической и общественной жизни страны, а также героических эпизодов войн и побед;
  • медали с пейзажами представляют собой вид миниатюрного рельефа, приближающегося по своим изобразительным возможностям к живописной картине со строго определенными планами, создающими перспективу;
  • медали с бытовыми сюжетами. Этот тип медалей стал активно развиваться в 50-60 годы 19 века. В это время появляются медали на сельскохозяйственные и промышленные темы, связанные с выставками, с созданием различных строительных и архитектурных сооружений.

Аллегории и символы в медальерном искусстве 18 века.

Античные божества.

Аполлон – один из богов олимпийской религии, сын Зевса, изображался в венке из лавра.

Афродита – дочь Зевса, богиня красоты, изображалась в венке из миртовых ветвей или роз.

Гермес – бог торговли, покровитель скотоводства, пастухов, изображался в венке из плюща, масличного дерева или шелковицы.

Деметра – греческая богиня плодородия и земледелия, изображалась в венке из колосьев.

Дионис – бог посевов, ему принадлежал венок из молодых фиговых или виноградных листьев, а также черные и белые ягоды винограда олицетворяющие день и ночь.

Пан – аркадский бог лесов и рощ, сын Гермеса, изображался в венке из сосновых веток. Встречается в верованиях (ведических) древних славян.

Атрибуты богов.

Атрибут – необходимый признак предмета. Атрибуты в мифологии – вещественный признак, являющийся обязательной принадлежностью божества. Атрибуты Зевса – молния, скипетр, орел; Афины – эгида (щит Зевса, символ покровительства богов) и сова; Гермеса – кадуций (посох) и крылатые сандалии; Посейдона – трезубец; Геракла – палица и львиная шкура.

В качестве других атрибутов выступали различные предметы, растения,птицы, животные, орудия, музыкальные инструменты, маски. Атрибуты помогают уточнять сюжет изображения.

Музы.

В изобразительном искусстве музы изображались юными, цветущими девушками с красивыми, одухотворенными лицами, атрибутами, соответствующими искусству каждой.

Евтерпа - покровительница лирической поэзии. Муза изображалась в виде молодой женщины с флейтой в венке из лавровых листьев.

Калиоппа – в классическую эпоху муза эпической поэзии. Атрибутами музы были стиль и навощенные таблички. Муза изображалась в лавровом венке.

Клио – муза истории, ее атрибут свиток папируса. Муза изображалась в венке из лавра.

Мельпомена – муза трагедии, изображалась с повязкой на головеи в венке из виноградных листьев, ее атрибуты маска в одной руке и шпага или кинжал - в другой.

Полигимния – муза пантомимы, изображалась с покрывалом на голове.

Талия – муза комедии, изображалась в виде девушки в венке из плюща, со смеющейся маской в руке и пастушьим посохом.

Терпсихора – муза танцев, изображалась с лирой или небольшим бубном в руках, в венке из перьев.

Урания – муза астрономии, изображалась в виде девушки в звездной короне, с небесным глобусом в руках.

Эрато – муза любви, в левой руке держит лиру, правой смычок. Музу изображают в венке из мирты и роз, часто с купидоном, держащим лук и стрелы.

Растения.

Дуб в древние времена был посвящен Юпитеру; означает силу. Древние поэты писали, что палица Геркулеса была из дуба. Аллегорическое изображение дуба на медалях представляло собой ветвь этого дерева. Она означала мощь, венком из дубовых листьев награждался тот, кто спасал жизнь своих сограждан.

Гранат означал согласие, единение народов.

Кипарис в изобразительном искусстве и поэзии символизирует смерть, печаль, сожаление. Это дерево сажали около могил, а ветки кипариса несли при погребении.

Лавр, как и пальма, означал победу. Это символ геройства и храбрости. Венок из лавровых листьев давался не только за храбрость, но и за добродетель.

Оливковое дерево – знак мира.

Пальма – греки подносили ее ветви тому, кто становился победителем на олимпийских играх. Пальма также была символом плодородия.

Животные и птицы.

Бабочка – глупость, легкомыслие и непостоянство. У древних греков бабочка означала душу. На древних изваяниях часто изображали Купидона, терзающего бабочку за крылья, символизируя тем самым неволю плененной души. Купидон изображался также опаляющим бабочке крылья.

Вепрь – символ неустрашимости и смелости.

Вол – символ труда, терпения. Римляне украшали свои дома головой вола.

Ворона – ее изображение означает предупреждение.

Журавль – благоразумие.

Заяц – острый слух.

Змея – время, вечность (свернувшаяся в кольцо), неблагодарность, раздор.

Конь – символ верховной власти, а пасущиеся кони олицетворяют мир и вольность.

Кролик – изобилие и робость.

Лягушка – любопытство, у лягушек уши в виде открытых отверстий и поднятая голова.

Олень – долголетие.

Орел - символ воздуха, острого ума.

Павлин – тщеславия.

Петух – неусыпность, бдительность, бодрость.

Сверчок символизировал бездарных поэтов.

Слон – умеренность.

Сова – посвящена ночи, богине мрака. Сова символизирует мудрость, так как видит в темноте. Минерва, богиня мудрости, изображается с совой на шлеме, или сова сидит у ее ног.

Предметы и отвлеченные понятия.

Бессмертие изображали в виде обелиска, который украшался пальмовой ветвью или пучком цветов-бархатцев, перевязанных золотым кольцом.

Весы - справедливость.

Здоровье изображается в виде смеющейся нимфы. В правой руке она держит петуха, а в левой трость обвитую змеей. На медалях часто здоровье изображается в виде лекарственных растений, а иногда женщины, стоящей перед жертвенником, из которого поднимается змея, или в виде юноши, руки которого обвивает змея.

Зеркало – мудрость, знание, истина.

Золото означает нетленность, то есть вечность.

Кольцо - знак вечности.

Трудолюбие изображалось в виде Меркурия, держащего жезл и флейту. (Трудолюбие полезно для себя и приятно другим.)

Факел, перевернутый вниз, означает сон, но чаще всего смерть.

Шпага – знак исполнения какого-либо долга.

Щит – благоразумие, защита.

Якорь – постоянство, спокойствие, надежда.

Венки на медалях.

Неотъемлемым, традиционным атрибутом медали является венок или растительный орнамент.

Мемориальные медали, как правило орнаментируются венками из хвои, туи, плюща.

На мемориальных памятных и юбилейных медалях нередко изображаются две ветви. Так, на медали в память гибели А.С. Пушкина над лирой и горящим факелом помещены лавровая и пальмовая ветви, символизируя неугасимую славу великого русского поэта.

На медалях иногда изображаются венки, состоящие из двух ветвей, лавровой и дубовой, их объединение символ славы победителя.

В зависимости от содержания медали иногда наряду с растительным орнаментом в изображение входят атрибуты связанные с темой медали.

Как видно, классицизм, используя античную символику, оставил нам изображения венков из различных растений.

Наиболее общеприняты венки из листьев дуба, означающие силу; листья лавра символизируют победу, славу, геройство, храбрость; ветви пальмы – знак победителя в войне; масличные ветки – мир; ветви кипариса – смерть, печаль, траур.

Венки на реверсе медалей могут располагаться различно: по окружности поля медали, создавая орнаментальный раппорт, в виде полукруга, расходящихся отдельных ветвей или только одной ветви. Венки могут располагаться как на аверсе, так и на реверсе медали.

Орнаментирование медалей венками, ветвями и иными символами позволяет находить различные сочетания растительных и других элементов, что дает возможность обобщить, выразить и усилить изображение.

Оксидирование медалей на монетном дворе в 19 веке.

Ранее оксидирование медалей называлось бронзированием. Вот что по этому поводу сообщает «Горный журнал»: «После зачистки медали бронзируются, т.е. окрашиваются особым составом для придания надлежащего цвета темной бронзы». Состав этот приготовляется из киновари и чернязи (темной охры), взятых в равных частях, к которым прибавляется небольшое количество нашатыря (углекислого аммония), около 1/16 части. Указанную смесь тщательно перемешивают и растворяют в ледяной уксусной кислоте, разведенной наполовину кипяченой водой. Приготовленная смесь должна разводиться уксусом так, чтобы, покрывая медаль кистью, смесь могла наноситься ровным и тонким слоем.

«Вставив медаль в проволочную вилку и намазав указанным составом, держат ее над жаром, до тех пор, пока она не обсохнет, потом медаль опускают в холодную воду, вытирают холстом и чистят щеткой».

По другому старинному способу медали натирали мягкой щеткой, применяя смесь, состоящую из 1/3 графита и 2/3 железного купороса. После протирки указанной смесью медали погружали в сернистый аммоний. Затем медали протирали и сушили.

Лаки для покрытия медалей из меди и медных сплавов.

Медали, выполненные техникой гальванопластики из меди или отштампованные из сплавов на медной основе для предохранения их от окисления при хранении или экспонировании, покрываются специальными полимерными лаками.

Лак АС-82 (представляет собой раствор сополимера бутилметакрилата с метилметакрилатом и алкидом с добавкой пластификаторов в смеси органических растворителей).

8-10 – процентный раствор смолы МПФ-1 (смола представляет собой метиланполиамид и 10-процентный раствор бакелитового лака Р-21 в этиловом спирте).

Покрытие медалей производят 3-процентным раствором полибутилметакрилата (растворенным в ксилоле), после высыхания лака медаль покрывают (через 24 часа) 8-процентным раствором полибутилметакрилата, растворенного в смеси ксилоло и ацетона, взятых в соотношении 1:1.

Для наиболее равномерного покрытия медалей их следует покрывать в теплом виде.